Главное
- Подробности
- Опубликовано 23.10.2025 13:38

ВЭФ-2025
К 80-летию Великой Победы и окончания Второй мировой войны
Актуальные уроки истории: Тихоокеанский театр Второй мировой войны в фокусе международной конференции
В рамках Международной научно-практической конференции «Уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн: к 80-летию Великой Победы», организованной на полях десятого юбилейного Восточного экономического форума, прошла секция «Военные операции на Тихоокеанском театре военных действий». Выступили 17 спикеров с докладами о планировании и проведении Дальневосточной кампании 1945 года, военном искусстве советских военачальников, вкладе коренных малочисленных народов в Победу, участии Монгольской народнореволюционной армии в Маньчжурской наступательной операции, особенностях сохранения исторической памяти о войне среди населения Вьетнама, Таиланда, а также осветили ряд других малоизученных тем.
Жанна Михайловна Баженова, учёный секретарь ИИАЭ ДВО РАН в докладе «Планирование операции «Айсберг» и организация обороны Окинавы» остановилась на ключевых моментах подготовки к битве за Окинаву. Это последнее наземное сражение между американской и японской армиями развернулось на архипелаге Рюкю, дугой протянувшемся от южного побережья Кюсю до северного побережья Тайваня, в период между 1 апреля и 23 июня 1945 года. Битва за Окинаву стала не только самым масштабным и кровопролитным сражением за всю историю американояпонского противостояния, но и повлияло на основные контуры послевоенной региональной архитектуры Восточной Азии, многие из которых прослеживаются и в настоящее время.
Руслан Владимирович Кулепанов, младший научный сотрудник отдела истории Дальнего Востока России ИИАЭ ДВО РАН представил доклад «Хокусинрон» – северное направление территориальной экспансии Японии (1931–1945)». Идеологические и геополитические основы японской экспансии были заложены после Реставрации Мэйдзи. Ключевым документом стал «План национальной обороны Империи» (1907), обозначивший Россию (а позднее СССР) в качестве одного из главных противников и определивший Маньчжурию как плацдарм для потенциального конфликта.
Провокация на КВЖД, организованная офицерами Квантунской армии, привела к оккупации Маньчжурии и созданию марионеточного государства Маньчжоуго. Это стало шагом к созданию «Великой Восточноазиатской сферы совместного процветания» и решению проблемы нехватки ресурсов для Японии. Её агрессивные устремления привели к прямым вооружённым конфликтам у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939). Поражение в этих столкновениях временно заставило Японию пересмотреть планы и подписать с СССР в апреле 1941 года «Пакт о нейтралитете».
Несмотря на Соглашение, с началом Великой Отечественной войны Япония разработала и начала реализацию секретного плана «Кантокуэн» («Особые манёвры Квантунской армии»). Его целью была подготовка к вторжению на советский Дальний Восток в случае успехов Германии. На границе была сосредоточена группировка войск численностью свыше 740 тыс. человек с планами увеличить её до 940 тысяч.
Постоянная угроза на дальневосточных границах вынуждала СССР держать там значительные силы. Фактически образовалась «горячая» точка холодной войны, которая длилась с 1931 по 1945 год, периодически перерастая в открытые крупномасштабные боевые действия. Угроза японского нападения сделала вступление Советского Союза в войну в августе 1945 года закономерным актом обеспечения собственной безопасности и ликвидации давнего очага агрессии.
Галина Геннадьевна Ермак, ведущий научный сотрудник, заведующий отделом этнографии, этнологии и антропологии ИИАЭ ДВО РАН в своём докладе «Вклад коренных малочисленных народов Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной и Второй мировой войнах» убедительно показала, что Победа была достигнута общими усилиями всех народов СССР, каждый из которых внёс в неё свой уникальный вклад и понёс тяжелейшие утраты. Материалы доклада имеют не только историческое, но и важное современное общественнополитическое значение, укрепляя историческую память и противодействуя попыткам фальсификации истории.
Несмотря на первоначальное освобождение от призыва, представители коренных народов массово шли на фронт добровольцами с первых дней войны. Их мотивация основывалась на советском патриотизме и благодарности власти, что подкреплялось традиционными нормами взаимопомощи и мести (аналогия войны с охотой, а врага – со зверем).
Воины-дальневосточники сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и в советско-японской войне 1945 года, ставшей завершающим этапом Второй мировой. Они проявили себя как высококлассные специалисты, особенно в качестве снайперов, разведчиков и следопытов, чьи традиционные навыки выживания и охоты оказались бесценными в боевых условиях.

Докладчик упомянула имена и подвиги конкретных героев. Среди них: Семён Номоконов (эвенк), легендарный снайпер («таёжный шаман»), уничтоживший 368 вражеских солдат и офицеров; Максим Пассар (нанаец), снайпер, герой Сталинградской битвы, на счету которого 237 уничтоженных врагов. За его голову немецкое командование назначило награду. Лётчики-чукчи, участвовавшие в перегонке самолётов по лендлизу по трассе «Аляска-Сибирь». Свыше 2000 представителей коренных народов были награждены орденами и медалями, трое удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России (это высокое звание было присвоено уже в наши дни).
Особо подчёркнуты несоразмерно высокие потери, которые понесли малочисленные народы. Приводятся примеры сёл, где не вернулось от 30% до 70% призванных мужчин, что на десятилетия определило демографический спад в этих этнических группах.
Основной тезис доклада: вклад коренных народов был значительным и обусловлен не только советским патриотизмом, но и традиционным образом жизни, мировоззрением и навыками, которые идеально подходили для ведения войны в суровых условиях.
Анна Владимировна Симоненок, старший научный сотрудник Центра глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН выступила с докладом «Вторая мировая война в национальной памяти тайцев», в котором проанализировала, как Таиланд воспринимает и превращает в память события Второй мировой войны.
В декабре 1941 года, под давлением японского вторжения, Таиланд после краткого сопротивления заключил союз с Японией и в январе 1942 года объявил войну США и Великобритании. Одновременно как внутри страны, так и за рубежом действовало мощное антияпонское движение сопротивления, которое сотрудничало с союзниками.
После войны Таиланд сумел избежать оккупации и репараций, объявив своё объявление войны недействительным и апеллируя к деятельности движения «Свободный Таиланд». Страна вышла из войны скорее как жертва японской агрессии.
Для Таиланда Вторая мировая война не была травмой национального уровня, поскольку на его территории не было масштабных боевых действий. Японское военное присутствие было значительным, но не привело к тотальному разрушению страны. За период оккупации Таиланд использовался самураями как плацдарм, тайские войска участвовали лишь в ограниченных операциях, а затем страна быстро перешла из союзника Японии в лагерь победителей.
В тайской национальной памяти поведение страны во время войны подаётся не как предательство или коллаборационизм, а как проявление традиционной концепции «гибкости тростника на ветру» – умения адаптироваться к обстоятельствам ради сохранения независимости. Общая национальная память о войне размыта. В Таиланде нет грандиозных мемориалов или общенациональных дней памяти, посвящённых Второй мировой войне. Вместо этого существует память о конкретных событиях как, например, вторжение японцев на территорию Таиланда 8 декабря 1941 года. Память о строительстве «Дороги смерти» (тайскобирманской железной дороги), где погибли более 100 тысяч человек, для Таиланда – это в первую очередь память о страданиях людей, а не о военном противостоянии.
Вторая мировая война в национальной памяти тайцев не является центральным травматичным событием XX века, а воспринимается как сложный, но относительно краткий эпизод истории Таиланда, который был успешно преодолён благодаря традиционной гибкости внешней политики и дипломатии. Память о ней фрагментирована, аполитична и лишена морального заряда, характерного для стран, переживших ужасы тотальной войны на своей земле.
Значимость прошедшей сессии состояла и в том, чтобы привлечь внимание к тем фактам, которые стали, к сожалению, уже забываться, а порой и подвергаться ревизии. Очень важно, что учёные, историки, востоковеды продемонстрировали, к каким ужасным последствиям приводят глобальные войны, рассказали о тех кошмарных событиях, призвали общественность сделать всё возможное, чтобы ничего подобного не повторялось в будущем.
Александр КУЛИКОВ
Фото автора






